Велоспорт. Тур де Франс

Скромный наследник Армстронга

5 июля 2022Максим Розенко, [email protected]

«Тур де Франс»-2022 только-только набирает обороты. Корреспондент «Спорта» побеседовал с официальным преемником знаменитого Лэнса Армстронга по американской велокоманде «Дискавери Ченнел» украинцем Ярославом Поповичем. На своей дебютной «Большой петле» в прошлом году украинец завоевал титул лучшего молодого гонщика тура. Сейчас же, судя по всему (хотя это официально не подтверждается), на Поповича будет работать вся американская велогруппа, и галичанин будет рассматриваться как один из фаворитов в борьбе за победу в генеральной классификации французской супермногодневки.

Лэнс теперь наш шеф

– Ярослав, как прошла подготовка к главному старту сезона?

– В целом нормально. Последним стартом для меня была июньская многодневка во Франции «Дофине Либере». Я специально не форсировал свою подготовку и к «Дофине» подошел не в лучшей форме. Однако даже при этом остался недоволен результатом. Впрочем, трагедии тоже не делал и после возвращения из Франции в Италию целенаправленно готовился к «Туру».

– Одним из этапов подготовки к французской супермногодневке для вас был «Тур Джорджии». И на многодневке по дорогам США вы выступили совсем неплохо – одно время даже возглавляли генеральную классификацию.

– Да, после победного для меня второго этапа. Там мне удался последний подъем, на котором я предпринял успешную атаку на лидеров. Но в итоговой классификации из одноклубников меня опередил Томас Даниэльсон – американец был великолепно готов функционально и на глазах бешено поддерживающей его родной публики сделал все, чтобы не ударить в грязь лицом.

– За несколько недель до этого на презентации вашей команды в США шеф велогруппы бельгиец Йохан Брюнель подчеркнул, что в нынешнем сезоне руководство американской «телевизионной» велогруппы будет делать ставку на четверых гонщиков, каждый из которых может претендовать на роль лидера «Дискавери». Это 33-летний испанец Хосе-Луис Рубиера, 32-летние американец Джордж Хинкапи и португалец Хосе Азеведо, а также 26-летний украинец Ярослав Попович. То есть, кто будет капитаном велогруппы на «Тур де Франс», определится лишь перед самым стартом супермногодневки?

– Скорее всего, даже после нескольких этапов «Тура». Кто из нас будет лучше готов, кто будет демонстрировать самые высокие результаты, на того руководство команды и сделает ставку. Подчеркну, что если во Франции выбор падет не на меня, горевать не буду. Наоборот, приложу все усилия, чтобы помочь одноклубнику выиграть супермногодневку. Ведь в прошлом сезоне во Франции T-Mobile не смог составить нашей команде конкуренции именно из-за того, что казах Александр Винокуров вместо помощи Ульриху временами пытался тянуть одеяло на себя. В нашей команде подобного никогда не будет. Убежден, что мое время еще придет – я значительно моложе всех названных вами и Брюнелем парней. Но если у меня все-таки появятся шансы стать лидером «Дискавери» уже сейчас, я сделаю все, чтобы подтвердить правильность выбора нашего тренерского штаба.

– Вы уже досконально выучили предстоящий маршрут «Тур де Франс»?

– Да, но из-за тактических соображений с вами могу поделиться лишь общими сведениями: стартовала 93-я по счету велогонка 1 июля в Страсбурге и финиширует 23-го в Париже. Предстоит проехать 20 этапов, а общая протяженность тура составит 3600 километров. В программе предусмотрены две разделки, пять горных этапов, самым сложным из которых будет 16-й – там предстоит взбираться на высоту 2 645 метров над уровнем моря.

– Во Франции Лэнс Армстронг будет поддерживать своих бывших одноклубников?

– Конечно, ведь теперь Айронмэн – наш шеф. С нынешнего сезона Лэнс – спортивный директор команды. Но традиционную для сбора в США 80-километровую гонку, в которой вместе со спортсменами участвуют спонсоры «Дискавери Ченнел», Армстронг все таки проехал. Мы специально особо не крутили педали, дабы наши спонсоры могли находиться в общей группе.

Американский шаман

– Слава, давайте вспомним прошлогодний «Тур де Франс». Какой у вашей команды во время супермногодневки был распорядок дня?

– Подъем в 8:00 или 8:30. На завтрак (ели за 3–4 часа до старта) – хлопья с молоком, булочки с ореховым маслом, кофе с молоком, рис или макароны с омлетом. Гонка начиналась в 12:00–13:00. Перед ней мы немного отдыхали, а затем выезжали на старт. В автобусе тренер проводил собрание, объяснял тактику на гонку. Там же мы и переодевались.

– Правда, что перед стартом каждого этапа гонщики должны подтвердить свою заявку на участие?

– Да. Причем организаторы велогонки давно превратили это в театрализованное действо. Гонщик поднимается на сцену и ставит подпись перед своей фамилией. При этом конферансье зачитывает все спортивные регалии парня, фотографы беспрестанно щелкают своими объективами. А собравшиеся зрители удостаивают своих любимцев громовыми овациями. Причем время прохождения этой процедуры ограничивается 55 минутами – она начинается за час до старта и заканчивается за пять минут до начала этапа. Кто не успел расписаться, в гонке участия не принимает. Впрочем, такого практически не бывает.

– После финиша каждого этапа вы сразу отправлялись…

– Лэнс и я – на подиум. Так как мы долгое время лидировали в своих номинациях. Раздавали интервью, позировали перед папарацци. Затем на машине нас отвозили в отель. Кто не поднимался на пьедестал, ехал в гостиницу на автобусе. У нашей команды, кстати, был чуть ли не переизбыток транспортных средств – 9 технических машин, автобус, кампер (микроавтобус с кухней, диваном), грузовик для механиков и 2 микроавтобуса для VIP-персон.

– И качество обслуживания было на высшем уровне?

– Безусловно. Один автобус чего стоит. На 8 сидячих мест, с четырьмя плазменными телевизорами, двумя удобными диванами. А также с душем, туалетом и… комнатой Лэнса. Она была огорожена чем-то наподобие занавески. Там стоял полукруглый диван, на котором наш капитан отдыхал. Заходить туда можно было без стука – в команде царила демократия. Но я предпочитал подсаживаться к Армстронгу лишь в случае необходимости – например, чтобы он поставил свой автограф на майке. В этом же автобусе мы принимали душ и перекусывали.

– Чем вы занимались в отелях?

– Сначала шли на массаж. В нашей команде на двух гонщиков полагался один массажист. Процедура обычно длилась 60–70 минут. 45 минут массировали ноги, 15 – спину. Кроме того, к нам из США приехал какой-то «шаман» с целым ворохом всевозможных проводов и прочей электроники. Всем по желанию делал лазерные массаж и терапию, кое-кому даже электрошок. Ребят, у которых болела спина или были еще какие-то проблемы, подымал на ноги за считаные минуты.

– Ужинали поздно?

– В 21–22 часа. Ели макароны, мясо, салат, пирожные и йогурт. Все это нам готовил свой повар. Который в составлении меню интересовался и нашим мнением. После ужина я выходил на улицу и перед сном дышал свежим воздухом.

– Правда, что во время прошлогодней французской велогонки вы познакомились со своим соотечественником известным боксером-профессионалом Владимиром Кличко?

– Да, когда я узнал, что Кличко заехал в расположение немецкой команды T-Mobile, попросил нашего клубного пресс-атташе пригласить его. Владимир пришел, обменялись рукопожатиями. Поговорили. Кличко посетовал, что мы очень уж «подсушенные» пацаны. Я ответил, дескать, что делать, ведь нам в горы нужно ездить. И поэтому быть легкими. Немного посмеялись, а в конце беседы Володя пожелал мне успехов.

– Зрители во Франции вам тоже желали только успехов?

– Далеко не все. Многие французы нам действительно аплодировали. Но немало было и тех, кто постоянно «фукал» в наш адрес. Называли нас продуктами допинговых технологий. Это, поверьте, неприятно слышать. И для меня очень странно – с подобным никогда не сталкивался. Впрочем, партнеры по команде мне все быстро объяснили, и вскоре я на этих горе-болельщиков перестал обращать внимание. Позже я им даже улыбался. Кстати, мои одноклубники рассказывали, что на «Большой петле-2004» кое-кого из них местные болельщики чуть ли не с велосипедов скидывали.

– Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы среди лидеров на самых престижных в мире велогонках было больше выходцев с постсоветского пространства?

– Так ведь практически невозможно претендовать на регулярные успехи без соответствующих условий подготовки. Не знаю, как в России, а на Украине с ними большие проблемы. Нет баз, нормальных шоссейных трасс. И только одна перспектива – попасть на карандаш скаутам зарубежных велокоманд, заключить с ними контракт. Мне очень бы хотелось, чтобы в нашей стране была создана национальная профессиональная команда. Но пока что сия задумка – утопия.

– Почему?

– Во-первых, популярность велоспорта на Украине на порядок ниже, чем во Франции, Италии, Бельгии, Германии или даже России. Аховая ситуация у нас и с тренировочными базами. Но главное – в нашей стране никто не хочет вкладывать деньги в велоспорт.

– А сколько денег требуется для нормального функционирования топ-команды в Pro Tour?

– Думаю, от трех до шести миллионов долларов. В ведущих украинских футбольных клубах за одного легионера порой платят больше – мой личный украинский пресс-атташе рассказывал, что годовой бюджет донецкого «Шахтера» составляет 83,5 миллиона долларов. Хотя горняки на континентальной арене не блистают. А вот под велокоманду, которая логотип своего спонсора провезет по всей Европе, у нас никто не даст и во много раз меньших средств.

Личное дело: Ярослав Попович

Родился 4 января 1980 года в селе Калынивка Самборского района Львовской области (Украина). Рост 174 см, вес 63 кг.

Заслуженный мастер спорта Украины. Чемпион мира U-23 (2001). Победитель Кубка мира (2002). Третий призер супермногодневки «Джиро д’ Италия» (2003). Победитель многодневки «Тур Каталонии» (2005). Лучший молодой гонщик «Тур де Франс»-2005.

Образование высшее, закончил Дрогобычский педагогический институт (2005). Тренеры – Игорь Романишин и Йохан Брюнель. Команда – «Дискавери Ченнел» (США).

Следующая »